Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Алзамай.RU
городской портал

«Охрана природы силами муниципального контроля: полномочия и функции органов местного самоуправления (общие положения)»

19 января 2022

Прокуратура

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Данное законоположение имеет прямое действие и распространяется на всех субъектов правоотношений в границах нашего государства.

Однако, природоохранная функция не просто закреплена номинально, а также подкреплена профильными Федеральными законами и подзаконными правовыми актами, как уполномоченных государственных органов федерального уровня, так и регионального звена.

Стоит отметить, что полномочиями по охране окружающей среды также наделены и органы местного самоуправления. Хоть и отсутствует систематизированный сборник соответствующих обязанностей в указанной сфере, таковые закреплены в различных правовых актах.

Общие положения закреплены в статьях 7 и 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», их конкретизация содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ и иных.

При этом, как таковой контроль в сфере охраны окружающей среды за органами местной власти не предусмотрен.

Их функции в указанной сфере детерминированы решением вопросов местного значения, и соответственно, правовыми актами, конкретизирующими данную деятельность.

Например, сфера деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Несмотря на то, что непосредственно органы местного самоуправления не осуществляют данный вид деятельности, на них возлагается контрольная функция в указанной сфере в отношении исполнителей, граждан и иных лиц на вверенной территории. В частности, если муниципалитетом не проконтролирован вопрос надлежащего накопления ТКО в специально отведенных для этого местах, суд на основании заявления уполномоченных 2 органов может обязать администрацию ликвидировать несанкционированную свалку отходов.

Дабы избежать подобных негативных последствий, как образование свалки, так и судебное понуждение, администрацией должны проводиться соответствующие контрольные мероприятия по пресечению нарушений действующего законодательства.

Так, статьей 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля, предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, при надлежащем осуществлении муниципалитетом указанных функций по контролю, которые в данном случае будут выражены в проведении рейдовых мероприятий с выявлением лиц, осуществляющих сброс мусора в неположенном месте и инициированию процедур по их привлечению к административной ответственности, будет реализовано природоохранное полномочие.

Аналогичные изложенным правомочия закреплены за органами местного самоуправления в сфере благоустройства территорий населенных пунктов, при осуществлении муниципального лесного контроля, территориального планирования и иных.

Важно отметить, что компетенцию по данному направлению и состав обязанностей применительно к конкретному муниципальному образованию, необходимо определять из положений действующего законодательства, в том числе регионального, которое устанавливает соответствующее полномочие за таким муниципальным образованием.




Возврат к списку


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!