Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
AAA
Алзамай.RU
городской портал

Детская шалость с огнем и гибель детей при пожарах

31 мая 2022

МЧС

Вопросы воспитания у детей чувства ответственности за шалости с огнем, к сожалению, нечасто волнуют взрослого человека. Дети удивительно доверчивы. Они точно знают, что мы, взрослые, непременно убережем их от всех бед и напастей.

А действительно ли мы все делаем для того, чтобы оправдать такое доверие? Нет, мы, конечно, говорим: "Переходи улицу только на зеленый свет", "Не суй пальчик в розетку", "Спички детям – не игрушка". Вот в этом и кроется причина все-таки происходящих несчастий: в штампах и клише, посредством которых мы общаемся с детьми. Разве можно одной стандартной фразой усмирить естественный в этом возрасте интерес детей ко всему новому, необычному? Каждый день, каждый час для ребенка – это открытие. К сожалению, некоторые открытия становятся последними. К примеру, огонь…

В огне погибают сотни человек. Среди них и дети. Каждый третий ребенок погибает потому, что дети оставлены без присмотра, пользуются спичкам и зажигалками. Если спросить родителей, что вы говорили детям о правилах пожарной безопасности, многие отмахнутся: "В школу пойдут - там их и научат". Да, в школе их научат, но по статистике, наибольшее число детей погибает при пожарах, когда дети находятся без присмотра родителей. Дети, оставшись дома одни без присмотра взрослых, ищут себе занятие. Попавшиеся на глаза спички становятся причиной пожара. Желание поэкспериментировать путем поджога различных материалов, отсутствие навыков обращения со спичками приводит, как правило, к печальным последствиям, как для самих детей, так и для окружающих.

Часто, подражая старшим, дети начинают курить, прячась от родителей и учителей, не затушенная сигарета при этом становится причиной пожара. Особую опасность представляют действия детей при обращении с газовыми приборами, когда, оставшись одни дома не имея достаточных навыков, они пытаются приготовить себе обед или просто согреть чайник на газовой плите.

Пик детской шалости с огнем приходится на весенне-летние месяцы – апрель-август. Это время летних каникул, когда дети, предоставленные сами себе, жгут сухую траву, тополиный пух, костры на улицах, в хозяйственных сараях, играют со спичками. Все это нередко заканчивается бедой.

Трагические случаи наглядно доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, столом и т. д. Там его беда и настигает.

Если в вашем доме все же произошел пожар, а дома находится малолетний ребенок, в первую очередь ищите их под кроватью, столом, в шкафах.

Дома - родители, в детских садах - воспитатели, а в школах – преподаватели постоянно должны общаться с детьми на эти темы. Чувство опасности, исходящее от огня, ребенку нужно прививать с раннего детства.

Уважаемые взрослые! Помните, что во многом дети подражают вам. Будьте сами предельно осторожны в общении с огнем и разъясняйте детям, какую опасность представляет шалость с огнем. Не забывайте, что ребенок, предоставленный сам себе, непроизвольно может стать виновником пожара. ПОМНИТЕ, ЧТО ОТ ВАС ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ!!!

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещѐ в родительском доме. Велика любознательность ребѐнка. Ему хочется всѐ узнать и самому всѐ испытать. И, конечно, в первую очередь ребѐнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребѐнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щѐлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всѐ небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребѐнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнѐм. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребѐнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребѐнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребѐнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трѐх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребѐнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещѐ и установление надѐжного режима недоступности со стороны ребѐнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребѐнок не подрастѐт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причѐм прятать это нужно так, чтобы у ребѐнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всѐм этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Чем старше становится ребѐнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причѐм «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребѐнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребѐнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.

После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.

Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребѐнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

  • Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
  • Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
  • Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

  • звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
  • в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
  • не тушить огонь в квартире самостоятельно;
  • выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
  • ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
  • если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.




Возврат к списку



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам