Интервью: Личный кабинет физического лица
12 мая 2023
Федеральная налоговая служба
На сайте ФНС России www.nalog.gov.ru более семидесяти интернет - сервисов, из них наибольшей популярностью пользуются «Личные кабинеты» налогоплательщиков. Об особенностях электронного общения граждан с налоговыми органами рассказывает заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области Елена Брагина.
Елена Анатольевна, расскажите, что такое «личный кабинет», и для чего он нужен?
«Личные кабинеты» налогоплательщика - это информационные ресурсы на официальном сайте налоговой службы ( www.nalog.gov.ru ). Обладая широким функционалом, интернет- сервис « Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц » (ЛК ФЛ) является самым оптимальным способом взаимодействия граждан с налоговыми органами в электронном виде через интернет из любой точки их нахождения, у него, кстати, есть и мобильная версия. Через ЛК ФЛ можно контролировать состояние своих расчетов по налогам, получать налоговые уведомления, уплачивать налоги, направлять заявления, подавать декларации по форме 3-НДФЛ , в том числе для получения налоговых вычетов, и т.д.
В декабре 2022 года Федеральная налоговая служба России произвела обновление дизайна ЛК ФЛ. При переходе по ссылке с сайта www.nalog.gov.ru открывается его новая версия.
Какие возможности предлагает обновленный «Личный кабинет»?
Изменился не только его интерфейс, «Личный кабинет» стал более удобным. Любой пользователь теперь может настроить главную страницу сервиса под себя. Например, поменять расположение информационных блоков, скрыть то, что не интересует, или вернуть при необходимости какой-то блок обратно.
Самая востребованная информация отображена в виде виджетов (карточек): пользователи могут быстро перейти к заполнению необходимого обращения. Например: справа вверху, рядом с ФИО налогоплательщика и его ИНН находятся маленькие иконки – это поиск, личные сообщения и личный профиль налогоплательщика. Поиск по сайту помогает найти важную информацию, в том числе ссылки на заявления, инструкции по использованию ЛК ФЛ. В личных сообщениях можно найти налоговые уведомления и требования, а также ответы на заявления, обращения и другие документы. Сюда же приходит информационная рассылка от ФНС России.
Личный профиль позволяет отредактировать персональные данные, самостоятельно скачать свидетельство о постановке на учет (ИНН), подписанное электронно-цифровой подписью, получить вычет в упрощенном порядке, а также сведения о своих банковских счетах, льготах, об участии в организациях и многое другое. Появились баннеры с полезной информацией, так, например, налоговая служба сейчас оповещает каждого налогоплательщика о существенном изменении - переходе с 01.01.2023 на единый налоговый счет.
В блоке «Сообщения» – новые фильтры. Раздел «Жизненные ситуации» теперь называется «Каталог обращений». Найти нужное формализованное обращение стало проще: сразу отображаются популярные категории, что позволяет осуществить к ним быстрый переход.
При необходимости получить помощь по вопросам использования ЛК ФЛ можно в режиме онлайн. Для этого в левом нижнем углу есть ссылка с раскрывающимся подразделом меню. Вы можете обратиться онлайн в справочный центр, службу техподдержки или позвонить по указанному телефону. Налоговая служба продолжает дорабатывать сервис, и любой пользователь может внести свои предложения, заполнив короткую анкету.
Как стать пользователем «Личного кабинета»?
Для получения регистрационной карты нужно лично посетить любой налоговый орган (за исключением специализированных инспекций) независимо от места регистрации или отделение МФЦ («Мои документы»), имея при себе паспорт. Кроме того, для доступа к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц» можно использовать учетную запись (пароль) портала Госуслуг, авторизированную через один из уполномоченных центров, - функция «Войти через ЕСИА». Также вы можете воспользоваться своей электронной подписью - при условии выдачи квалифицированного сертификата ключа ее проверки аккредитованным удостоверяющим центром.
Почему регистрационную карту с логином и паролем необходимо получать лично?
В «Личном кабинете» содержатся сведения, которые в соответствии со ст. 102 НК РФ составляют налоговую тайну. Предоставляя пользователю в режиме онлайн в «Личном кабинете» сведения о недвижимом имуществе и транспорте, налоговая служба должна убедиться, что получать их будет именно владелец, поэтому необходимо предварительно идентифицировать его личность.
Что делать, если пароль утерян или забыт?
Вкладка «Безопасность» предлагает пользователю установить пароль ЛК ФЛ, а также привязать адрес электронной почты на случай необходимости восстановления пароля, если он будет забыт. Здесь же указывается кодовое слово. В данном разделе можно добавить банковскую карту, с которой производится уплата налоговых начислений, и настроить оповещение о поступающих от налоговой инспекции уведомлениях. При этом для восстановления пароля можно и повторно обратиться в любую налоговую инспекцию или МФЦ.
Как родителям получить доступ к «Личному кабинету» ребенка до 14 лет?
Доступ к сервису лиц, не достигших 14 лет, получает один из родителей (усыновителей, опекунов), который должен предъявить при получении регистрационной карты документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о рождении ребенка или иной документ, подтверждающий его полномочия как законного представителя.
Граждане, имеющие несовершеннолетних детей - налогоплательщиков, могут уплачивать налоги за них и в своем «Личном кабинете». Для этого необходимо: подключить ребенка к «Личному кабинету»; в данном ресурсе родителя во вкладке «Семейный доступ» добавить пользователя – несовершеннолетнего ребенка, отправив запрос в его личный кабинет. В «Личном кабинете» ребенка подтвердить этот запрос. При этом добавленные в такой список у родителей дети по достижении совершеннолетия будут исключены оттуда автоматически.
С учетом удаленности (на некоторых территориях) места проживания от офисов налоговых органов и отделений МФЦ общение через интернет без личного контакта очень выгодно, в первую очередь, для самих налогоплательщиков.