Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
AAA
Алзамайское МО
городской портал

Памятка по действия при потравах посевов

28 января 2025

Актуальные темы

При потравах посевов сельскохозяйственных культур причинителем вреда признается собственник животного, а также лицо, осуществляющее на законном основании владение и пользование животным. Кроме того, причинителем вреда может быть признано лицо, незаконно владеющее животным, по вине которого животное выбыло из обладания законного владельца.

В случае обнаружения животных на земельном участке, используемом для выращивания сельскохозяйственных культур, собственнику посевов на основании статьи 230 ГК РФ предоставлено право задержать безнадзорный или пригульный скот и, если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.

Если потерпевший задержал безнадзорный скот на земельном участке и собственник известен, то он обязан вернуть его собственнику. Возврат животного предпочтительнее оформить актом приема-передачи, подписанным сторонами, хотя законодательство не содержит такого требования.

В случае отказа от подписания акта, вернуть животное необходимо в присутствии свидетелей по возможности – с видеосъемкой процесса.

Для подтверждения обстоятельств дела о принадлежности сельскохозяйственного животного при рассмотрении спора о взыскании убытков могут быть использованы следующие виды доказательств:

1) выписка из книги (журнала, реестра и т.п.) регистрации сельскохозяйственных животных;

2) свидетельские показания;

3) акт приема-передачи животного собственнику;

4) выписка из похозяйственной книги;

5) выписка из государственного племенного регистра или государственной книги племенных животных;

6) протокол о привлечении к административной ответственности по статье 7.17 КоАП РФ либо решение органа внутренних дел об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела.

При возникновении проблем с идентификацией животного (отсутствие бирок, меток, чипов) можно применять собственные индивидуальные отметки в сочетании с фото- и видеофиксацией процесса их нанесения и процедуры передачи собственнику животного.

К правоотношениям, связанным с потравами посевов сельскохозяйственных культур подлежит применению Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 года «Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах» (включая изменения, внесенные Указом Президиума ВС СССР от 25 сентября 1987 года № 7764-XI) в части не противоречащей действующему законодательству.

Пунктом 2 данного Указа определение размера ущерба, причиненного потравой посевов, производится комиссией в составе представителя местного органа управления, агронома в присутствии владельца скота и птицы, причинивших потраву посевов. При неявке владельца скота и птицы, определение размера ущерба производится комиссией в его отсутствии.

По результатам работы комиссии составляется акт о потравах посевов сельскохозяйственных культур. Для составления акта, помимо представителя органа местного самоуправления, агронома, причинителя вреда и потерпевшего могут быть привлечены и иные лица, например, свидетели совершения правонарушения; собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы смежных земельных участков; представители органов полиции; представители сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих выращивание сельскохозяйственных культур в сходных агроклиматических условиях и т.п.

В случае неявки владельца скота для составления акта о потравах посевов, акт составляется в его отсутствие, в данной ситуации в суд необходимо представить доказательства надлежащего уведомления причинителя вреда о месте и времени составления акта.

В соответствии с абзацем вторым статьи 232 и пунктом 2 статьи 229 ГК РФ задержавшее безнадзорных домашних животных лицо имеет право требовать от лица, уполномоченного на получение вещи (собственника, иного владельца или их представителей), возмещения расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждения за находку в размере до 20% от стоимости вещи. Однако право на вознаграждение возникает лишь в том случае, если лицо, задержавшее безнадзорное животное, заявил о нем в полицию или в орган местного самоуправления и не утаивал его, а право на возмещение расходов на содержание животного должно рассчитываться с зачетом выгод, извлеченных от пользования им. Данные денежные средства также могут быть взысканы с собственника или иного законного владельца животного, которому оно было возвращено, в судебном порядке, если он отказался удовлетворить требование добровольно.

В случае потравы посевов пострадавший собственник имеет право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица либо по факту уничтожения своего имущества. Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, а также юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Однако на практике нередко складывается такая ситуация, когда собственник либо владелец чужого скота неизвестен.

Удержание пострадавшим в своем владении обнаруженного на посевах скота при наличии признаков потравы будет рассматриваться как самозащита. При этом следует руководствоваться признаком соразмерности причиненного потравой посевов ущерба и стоимостью удерживаемого скота. В случае появления собственника скота, последний обязан полностью возместить причиненный ущерб и в этом случае имеет право требовать возврата скота, а в случае его забоя, получения дохода от его реализации (исключая понесенные пострадавшим убытки).

В любом случае потерпевшему владельцу посевов следует действовать законными способами защиты собственных имущественных интересов.

Одной из административных мер, направленных на профилактику потрав является разработка и утверждение порядка выпаса сельскохозяйственных животных на территории муниципального образования.

Установление правил содержания сельскохозяйственных животных относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в рамках полномочий по установлению правил благоустройства территорий муниципальных образований, предусмотренных статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с чем администрации у себя разрабатывают порядки и правила в которых определяют порядок работы по данному направлению.

Также главам муниципальных образований рекомендуется проводить собрания граждан, на которых:

разъяснять условия организации выпаса сельскохозяйственных животных;

предоставлять информацию о выделенных пастбищах на территории поселения;

сообщать контактные данные специалиста администрации, ответственного за организацию пастьбы;

разъяснять порядок деятельности административных комиссий, осуществляющих рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере нарушения правил выпаса скота.

В качестве главной управленческой меры стоит рассматривать обеспечение органами местного самоуправления организованного выпаса скота (может осуществляться как частными лицами, организациями, так и муниципальными унитарными предприятиями (пастухи).

Администрациям поселений следует согласовывать маршруты прогона скота на места, специально отведенные под пастбища, с таким расчетом, чтобы свести к минимуму риски осуществления потрав.

Владельцы животных и пастухи обязаны осуществлять постоянный надзор за животными в процессе их выпаса на пастбищах, не допуская их перемещения на участки, не предназначенные для этих целей.




Возврат к списку


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам